Лекция по истории иконописи (29 Ноябрь, 2015)

В храме Святителя Тихона, патриарха Всероссийского 29 ноября 2015 года состоялась лекция по истории иконописи, которую провел протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ (Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета), старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.
По приглашению настоятеля прихода протоиерея Анатолия Фролова, отец Александр приехал в Клин. В его рассказе предстали удивительные события истории, начиная от самого возникновения иконы. Лектор осветил вехи развития иконописи вплоть до XIV века. Храм был переполнен, люди из многих приходов г. Клин, люди пришли узнать новое о такой привычной для нас ИКОНЕ. В полуосвещенном уютном храме прихожане и гости прихода с интересом слушали рассказ и смотрели слайды древних икон, росписей, фресок. Лекция длилась более двух часов. В заключении отец Александр порекомендовал всем побывать в итальянской Ровенне, и воочию увидеть красоту древних мозаик и храмов.

Структура лекции:

  1. Раннехристианское время. Самая первая икона – Туринская плащаница – подлинная, без применения красок. При исследовании ткани обнаружена пыльца растений I века нашей эры, которые произрастали только в Палестине.
  2. Катакомбный период. Конец I и начало II века нашей эры – первые изображения Христа.В катакомбах делали захоронения умерших людей: как бедных, так и богатых. Богатых хоронили в небольших подземных храмах – криптах (или кубикулах). Первые росписи стен начали делать в этих храмах. Здесь также служили Литургии. Протяженность катакомб – более 1000 км. К 8 веку катакомбы были закрыты. Иконопочитание связано с верой в загробную жизнь. Архитектура храмов начинает формироваться под землей, в катакомбах. Особенности росписи в катакомбах III и IV веков – Спаситель изображался как Добрый Пастырь с овцой на плечах.
  3. Период позднее V век н. эры. С V века изображения в храмах становятся сюжетными. Появляются иконы канонического типа: Богородица с Младенцем. Христос на иконе изображается с бородой – изображение Литургическое, как 1500 лет назад, так и сейчас.
  4. Период позднее VI век н. эры. С VI века в Италии (г. Ровенна) красивейшие мозаики в базиликах (мавзолей Галлы Плацидии). Большое внимание уделялось второму пришествию Христа – изображали как Крест на звездном небосводе. Первые изображения Святой Троицы – богословская мысль в искусстве. Ветхозаветные мозаики.
  5. Период после крещения Руси. Иконы Новгородские XII века. Псковская икона. Подготовка иконописца к написанию иконы: благословение священника, пост и молитва. Постом и молитвой иконописец древней Руси подготавливал себя, дабы обрести благочестие и изобразить «живей ти сущей», чтобы икона передавала молитвенное настроение и единение с молящимся.
  6. Более позднее время – XIV век. Феофан Грек изобразил Христа как никто не изображал до него. В изображении присутствовала таинственность – углубленный взгляд Христа, полутени на его лице… Икона Пресвятой Троицы Феофана Грека — прообраз Евхаристической жертвы. В образе Божией Матери – умиротворенность, человечность, сердечность…Новые черты русского искусства в иконе тех времен.

Конспект: С. Шафранской. Фото: Г. Царапкиной., С. Романова.