Главная » Архитектура » Эскизный проект росписи храма Святителя Николая в селе Дерюзино

Эскизный проект росписи храма Святителя Николая в селе Дерюзино

Дерюзино (или как оно названо в одном из документов ХVI века – Дерюгино) согласно археологическим исследованиям, существует с ХIV века. В письменных источниках оно начинает упоминаться с ХV века. Судя же по его названию, Дерюзино было основано угро-финнами, а, следовательно, как поселение, может насчитывать более тысячи лет. Издавна через село Дерюзино проходила дорога из Троице-Сергиевой лавры в Александрову слободу, позднее г. Александров и далее в Юрьев-Польский.
В 1824 году прихожане старой деревянной церкви получили разрешениe на строительство нового церковного здания. Сооружение его приходило за счет средств самих прихожан и потому затянулось на два десятилетия. В 1844 году было завершено возведение всех трех составных частей храма. Его главный престол по-прежнему был посвящен святителю Николаю Мирликийскому. В трапезной было устроено два дополнительных престола, один из которых был посвящен празднику Рождества пресвятой Богородицы, а другой – преподобному Сергию Радонежскому.
В конце 1930-х гг. церковь закрыли, а в 1950-х гг. взорвали трапезную и колокольню. Долгие годы храм стоял в запустении. В 1996 г. при Никольском храме образовалась община. На личные средства одной благочестивой московской семьи над храмом поставлен крест и установлен временный иконостас. Когда устанавливался крест на куполе, то было чудное явление: в чистом небе над храмом образовался крест из облаков. В 2001 г. в Никольский храм был назначен настоятель. Восстановительные работы продолжаются.
Реставрация церкви Святителя Николая Чудотворца ведется с середины 1990-х годов жителями села Дерюзино и благотворителями. В 2001 году настоятелем церкви был назначен священник Виктор Клиндухов.
Разработку эскизного проекта группа художников в составе Зубцова С.В., Камневой А. и Клиндухова С.В. начали с изучения фотоматериалов четверика церкви с фрагментарно сохранившимися на осыпавшейся штукатурке изображениями религиозных композиций и орнаментов.
При обработке фотографий в программе Adobe Photoshop CS3 были выявлены силуэты и детали внутреннего оформления храма орнаментов и групп святых.
Так же велась работа по выявлению аналогов и прототипов сюжетов и манеры живописи.
В рамках физико-химической экспертизы профессор Кукс Ю.М расшифровал технологию подготовки основы (стен храма) и живописи.
После первого этапа было выявлено, что:
  • храм расписан во второй половине XIX века;
  • в основе росписей лежат композиционные ходы, эскизы и работы художников Нестерова и Васнецова, выполненные для собора Спаса на крови, а так же росписи храма Христа Спасителя;
  • художники, расписавшие храм работали в ограниченной цветовой гаммой по тщательно подготовленной цветной поверхности стены;
  • общее расположение сюжетов свободное, не плотное;
  • большое пространство в живописи стен занимают растительные орнаменты.
При составлении новой системы росписей храма учитывались пожелания настоятеля храма протоиерея Виктора Клиндухова, архитектора Саблина В.Е., ведущих архитекторов-реставраторов организации «СпецПроектРеставрация» и лично Быковской Н. А., рекомендации профессора Кукса Ю.М.
Итак, рассматривать эскизный проект мы начнём с описания Четверика храма. Это единственная сохранившаяся часть церкви, благодаря которой нам удалось восстановить стиль и облик росписей.

Четверик Храма

В куполе по просьбе настоятеля изображен Спаситель иконографии «Пантократор».
В барабане между окнами по фотографиям восстановлен растительный орнамент.
Ниже полоса с евангельским текстом: «Приидите ко мне…»
  • на западной стене композиция: Горняя проповедь Христа;
  • на северной: Несение Креста;
  • на южной: Рождество Христово.
Под композициями северной и южной сторон, между окнами второго яруса расположены 4 изображения (2 по 2) первых святителей Московских митрополитов: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа.
В парусах четверика изображены Евангелисты: Марк, Матфей, Лука, Иоанн со своими символами.

На столпах западной стороны изображены 8 апостолов (2 по 4).
Нижняя часть стен между окнами первого яруса оставлены свободными по причине того, что по периметру храма располагаются киоты, в которые вложены иконы святых с мощами для поклонения верующих.
Низ всего храмового пространства закрывают «полотенца» с изображением креста в круге.
Алтарная конха украшена изображением Богоматери с младенцем, окруженных херувимами. Межоконные пространства свободы. В них располагаются иконы и 2 плащаницы: Спасителя и Богородицы.

Трапезная

Купол трапезной. В основу разработки системы росписей положена просьба настоятеля храма протоиерея Виктора Клиндухова и архитектора В. Е. Саблина о том, чтобы в этом пространстве были расположены «родители, собеседники и ученики преподобного Сергия Радонежского с отражением их земных дел», так же должна просматриваться связь историй монастыря Троицы в Сергиевом Посаде с историей храма в селе Дерюзино.

Исходя из данной концепции, на стенах трапезной расположились:
  1. На восточной стене: расположен образ иконы Троица А.Рублева на облаках, окружённый ангелами. Под ними Свято Троицкая Сергиева Лавра, слева и справа от которой, предстоят родители Сергия Радонежского, у ног которых, стоят Хотьковский-Покровский монастырь и храм в Радонеже.
  2. На северной и южной стенах: на облаках парят над землёй ученики и собеседники преподобного Сергия: Дмитрий Донской, митрополит Алексий, ученики прп. Никон, Михей и другие. На изображении земли расположены силуэты тех монастырей, которые основал Преподобный и его ученики.
  3. На западной стене (сверху вниз): напротив иконы Троица А. Рублева изображение новозаветной Троицы иконографии «Отечество», окруженное небесными силами. Под облаком, на котором восседает Саваоф, находится храм в с. Дерюзино. Справа и слева от него располагаются покровители церкви Преподобный Сергий и Николай Чудотворец. Рядом с каждым находятся архангелу: справа Михаил, слева Гавриил. (В честь Архангела Михаила была названа, недошедшая до нас, деревянная церковь на Дерюзинском погосте. По преданию она сгорела. В наше время при выкапывании могильных ям копатели обнаруживают обгорелые бревна, что косвенно подтверждает тот факт).
На переднем плане композиции находятся пять мужей, священников, которые имеют непосредственное отношение к данной церкви:
  1. Старец посередине в монашеском облачении – образ монаха основавшего церковь, монастырь в селе. Храм Николы на Дерюзе фигурирует в описях XV века, а это значит, что мы можем предположить, что церковь, как и многие другие в нашем районе, была основана выходцем из Троицкого монастыря.
  2. Справа от монаха расположен священномученик XX века Симеон Лилиев (расстрелян в Бутово).
  3. Слева – священномученик XX века, имя которого осталось для нас неизвестно.
  4. Священник слева с каменным храмом в руках – это настоятель церкви, при котором в XIX веке был возведен, дошедший до нас фрагментально, этот храм.
  5. Протоиерей Виктор Клиндухов – первый настоятель храма после гонений XX века. Остальные группы людей, находящиеся на переднем плане, задуманы как изображения предстоящих меценатов, благодаря которым, стало возможным восстановление храма.
После орнаментальной полосы справа и слева от дверей находятся две работы художника Зубцова С.В. «Явление Богородицы Сергию Радонежскому» и «Явление птиц Преподобному Сергию». Свободное пространство вокруг этих икон предназначено для нанесения имён и фамилий «жертвователей, строителей, прихожан храма сего», тех людей, которые послужили бескорыстно делу восстановления храма, благоукрашением его.

В Алтарях пределов на восточной стене

В Алтаре, который находится слева, посвященном Сергию Радонежскому располагается запрестольная икона, на которой изображено явление ученикам схождение в чашу огня и прислуживание ангела во время совершения литургии Преподобным.

В алтаре справа, посвященном Рождеству Богородицы, запрестольная икона, Рождества Божией Матери, ведущая свою иконографию от изображения иконы Брюллова в Исаакиевском соборе.
В заключение хочется отметить, так как колорит, стиль изображения, орнаментальные растительные полосы взяты с расшифрованных фотографий четверика храма, мы можем считать данный эскизный проект максимально приближенным по стилю к тому образу храма, который был разрушен в середине XX века.