Главная » Архитектура » Эскизный проект росписей церкви преподобного Сергия в селе Мергусово

Эскизный проект росписей церкви преподобного Сергия в селе Мергусово

В 30-х годах XVII века Мергусово – пустошь, а в первой половине XVIII века – деревня в составе обширной вотчины графов Салтыковых вокруг села Заболотье. В 1745 году, после возведения в Мергусове деревянной церкви во имя преподобного Сергия Радонежского, деревня стала селом Мергусово.
В 1818 г. на пожертвования прихожан и помещицы А. С. Салтыковой, на месте прежнего деревянного, выстроили каменный храм с приделами: во имя мц. Анны и свт. Николая Чудотворца. Через два года приделы освятили.
В 1940 г. церковь закрыли. Храм возвращен верующим в 1995 г. В настоящее время здание частично восстановлено.

Разработку эскизного проекта росписей церкви преподобного Сергия (с. Мергусово, Московская область, Сергиево-Посадский район) группа художников в составе Зубцова С.В., Клиндухова С.В., Сирож А.Ю. начала с тщательного изучения исторической справки по данному объекту. До наших дней не дошло никакой визуальной информации об убранстве интерьера. Поэтому параллельно велась работа по выявлению близких по дате создания и посвящению аналогичных памятников культуры с целью изучения расположения живописных композиций, выбора сюжетов, колорита и манеры живописи.
Новая система росписи в нашем эскизном проекте базируется в основном на исторической справке, предоставленной институтом «Спецпроектреставрация», пожеланиях ведущих архитекторов института «Спецпроектреставрация». Так же в росписях коллектив авторов постарался отразить мысли о том, что:
  • Храм посвящен преподобному Сергию, а соответственно Троице, Святому Духу.
  • Храм располагается на кладбище.
Описание эскизного проекта росписей церкви Преподобного Сергия мы начнем с четверика храма.
Развертка стены по оси 6 в осях “Г-А”
Развертка стены по оси 3 в осях “А-Г”
Развертки стен по оси В в осях “6-3”
Развертки стен по оси А в осях “6-3”
Развертка стены по оси В в осях “3-7”
Развертка стены по оси Г в осях “3-6”
Развертка стены по оси Б в осях “7-3”
Развертка стены по оси Г в осях “3-6”
План росписи потолка

Четверик храма

В куполе расположено изображение Святого Духа с сиянием, лучи которого нисходят на головы апостолов, находящихся на облаках под окнами барабана.
В парусах четверика представлены евангелисты Марк, Матфей, Лука и Иоанн со своими символами.
На столпах под евангелистами расположены Отцы церкви:
  • Григорий Богослов
  • Иоанн Златоуст
  • Василий Великий
  • Григорий Двоеслов
Низ всего храма закрывают «полотенца», стилизованные под мрамор, с чередующимся изображением креста в круге и квадрате.

Алтари храма

Центральный алтарь посвящен преп. Сергию.
В его конхе изображена Новозаветная Троица иконографии Отечество, восседающая на облаках. Слева от центрального окна, за жертвенником, икона с изображением ветхозаветного сюжета « жертвоприношение Авраама», слева от окна – ростовой образ Божьей Матери. На северной стене алтаря – Митрополит Алексий Московский, напротив него, на южной стене, образ преп. Сергия Радонежского.

Предел св. Анны

Над окнами, на восточной стене, изображена восседающая на троне Богородица с младенцем на руках. Слева от центрального окна – распятие, справа – снятие со креста.

Предел святителя Николая

Над окнами, на восточной стене, изображен Иисус Христос, восседающий на троне, под ним, в нише, изображена икона Воскресения из гроба. Слева от нее – Божья Матерь, справа – Иоанн Предтеча.

Западная стена

В центральной части западной стены изображен сюжет Сошествия во ад, справа – Воскрешение Лазаря. Слева, в Николаевском пределе – Николай укрощает бурю на море.

Росписи потолка в пределе св. Анны

Композиция в восточной части – Вознесение.
Композиция в западной части – Успение.
На столпе южной части предела – икона мц. Анны, напротив нее, на северной стороне – икона вмч. Варвары.

Росписи потолка в пределе свят. Николая

Композиция в восточной части – Преображение.
Композиция в западной части – Нагорняя проповедь.
На столпе южной части предела – икона свят. Николая, напротив нее, на северной стороне – икона Преподобного Серафима Саровского.
В арке между четвериком и иконостасом, на южной стороне – преподобные князья Петр и Феврония, на северной стороне – равноапостольные кн. Владимир и кн. Ольга.
В арке между четвериком и западной стеной, на южной стороне – великомученики Георгий Победоносец и Пантелеимон, на северной стороне – равноапостольные Кирилл и Мефодий.
В заключение хочется отметить, так как колорит, стиль изображения композиций взяты с памятников культуры того же временного периода, мы можем считать данный проект достаточно приближенным по стилю к тому образу храма, который был утрачен в XX веке.